Перед началом торжества в фойе и в зале звучат песни российских композиторов. В фоне оформлена выставка по истории военного костюма и выставка солдатского обмундирования (гимнастерка, шинель, сапоги, портянки, котелок, каска, лычки, вещмешок, погоны и т. д.)
Участники художественной самодеятельности, одетые в солдатские шинели, встречают зрителей в зале и провожают на места.
Сцена оформлена согласно тематике праздника.
Звучит торжественная музыка, в зале гаснет свет. На сцену выходят ведущие—ОН и ОНА На нем — шинель времен революции и буденовка, на ней— современная шинель и пилотка. Звучит мелодия композитора К.Листова «В землянке».
ОН:
Ты прошла со мной дорог немало,
Нас пекла жара, секла метель,
Ты меня в походах согревала,
В битвах от врага маскировала,
Серая защитная шинель!
Суконная, казенная,
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
ОНА: «Суконная», «казенная», «отменная»… Какими только прилагательными не описывали наши поэты военную шинель! Но все эти слова характеризовали все-таки вещь. А вот Маргарита Алигер в поэме «Зоя» написала такие строки:
Русский воин,
юноша, одетый
в справедливую шинель бойца…
Справедливость — это уже черта человеческая. Вот как высоко ценилась в нашем Отечестве солдатская шинель, что поднималась до такой степени одухотворенности! Сегодня мы с вами будем говорить о верной спутнице солдата. Расскажи нам о жизни, солдатская шинель!
(Музыкальная отбивка.)
ОН: «Форменное пальто со складкой на спине и хлястиком» — такое определение шинели дает Толковый словарь. Форменная одежда возникла в России во второй половине XVII века. Но настоящая культура форменного костюма формируется, начиная со времен Петра Великого.
ОНА: В начале XVIII века Петр ввел форму для армии. Основу ее составил европейский костюм. Строго регламентировался цвет, покрой одежды, сукно, из которого ее надлежало шить. Петр добивался соблюдения точности формы во всех мелочам, ее строгого однообразия. Но сама шинель появилась много позже.
ОН: Одним из первых массовых костюмов, разработанных художниками после Октября, была красноармейская форма. В 1918 году создается специальная комиссия по выработке формы, которая объявляет конкурс на лучшие образцы военной одежды. Революционная форма армии, защищавшей первое в мире государство рабочих и крестьян/ должна была отражать новый художественный образ, новые
ОНА: В конкурсе приняли участие знаменитые художники-живописцы В. Васнецов, Б. Кустодиев и др., которые использовали в своих творческих поисках русский исторический костюм. Через год проекты новой формы были утверждены Революционным Военным Советом: шлем, шинель, рубаха, кожаные лапти. Как в конструктивном, так и в декоративном решении авторы эскизов шли от русского кафтана, рубахи. Старинные мотивы отделки петлицами удачно сочетались с символическим красным цветом обшлагов, воротника и звезды на шлеме. Шлем также повторял древнерусскую форму шолома с бармицей. Но его историческая и национальная основа, подчеркнув героизм и романтику образа, оказалась настолько созвучной духу времени, что вскоре он получил современное боевое имя «буденовка» и просуществовал вплоть до начала Великой Отечественной войны. Наглядный пример такого костюма вы можете наблюдать на моем друге. (Показывает на ведущего.)
ОН: Что касается остальных частей красноармейской формы, то ее дальнейшее развитие шло по линии упрощения декоративных элементов и повышения практических, функциональных качеств. Пример тому форма на моей подруге. (Показывает на ведущую.)
ОНА: Во время Великой Отечественной войны шинель заняла ведущее место в одежде людей, она стала боевой подругой каждого, кто встал на защиту своей Родины. В ней шли под пули, многих она спасла от неминуемой смерти. А в часы затишья она служила кровом и постелью.
ОН:
Взял шинель да, по присловью,
Смастерил себе постель,
Что под низ, и в изголовье,
И наверх, — и все — шинель.
Знаменитая, пробитая
И в бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,-
Кому не дорога!
Упадешь ли, как подкошенный,
Пораненный наш брат,
На шинели той поношенной
Снесут тебя в санбат.
А убьют — так тело мертвое
Твое с другими в ряд
Той шинелькою потертою
Укроют — спи, солдат!
ПРИВАЛ
(Театрализованная сценка)
Сцена оформлена под солдатский привал. Лес, поляна, горит костер. Кто-то из солдат отдыхает, укрывшись шинелью, кто-то штопает ее, кто-то сворачивает шинель под голову. Здесь же расположен медсанбат- Медсестра накрывает раненого шинелью. Один солдат подходит к другой медсестре и набрасывает ей па плечи шинель.
Звучит мелодия «В землянке». Солдат в шинели садится на пенек и поет эту песню. Затем группа в шинелях (участники танцевального коллектива) исполняют «Солдатский танец». По окончании его занавес опускается, выходят ведущие.
ОНА: Верная спутница война — шинель прошла с ним все фронтовые пути-дороги, помогла выжить и выстоять в неимоверной той войне.
ОН:
Шли под небом, от пожаров алым,
И в пути нелегком, на войне
Ты периной, меченой металлом,
Ты незаменимым одеялом
И подушкою служила мне.
Дым костров, и пот, и кровь впитала
Ты, моя суконная броня,
Ты не раз в сражениях, бывало,
На себя осколки принимала,
Не боясь кромешного огня.
Ты всегда, во всем была мне верной,
Неразлучной спутницей была;
Ты своею дружбою безмерной,
Ты своею службою примерной
Победить врага мне помогла,
(На сцену в шинелях выходят участники народной студии, в их исполнении звучит песня В. Левашова и Б. Окуджавы «Бери шинель, пошли домой».)
Предлагаем два варианта финала:
1. После исполнения песни «Бери шинель…» включается фонограмма песни «День Победы».
На сцену и между рядами выходят солдаты в шинелях с цветами в руках. В конце песни
они громко кричат «Ура!» и бросают букеты зрителям. С помощью пиротехники имитируется салют. В зал летят яркие надувные шары. Идет всеобщее ликование.
2. По окончании песни «Бери шинель…» на сцену выходят ведущие.
ОН: Мы рассказали вам о солдатской шипели.
ОНА: А есть еще шинель и у милиции, и у летчиков, и у моряков. Мы предлагаем вам познакомиться с этими видами шинели.
Проходит мини-парад:
– под мелодию песни «Наша служба и опасна и трудна» в парадной форме на сцену выходят работники милиции, затем они торжественно покидают зал;
– звучит песня «Потому, потому что мы пилоты», в таком же порядке проходят летчики;
– под мелодию «Я пью до дна за тех, кто в море» в шинелях проходят моряки.
Ведущие заканчивают праздник.