«Песнь о Ёлке». Руна вторая: как рождественская ёлка появилась в России и превратилась в новогоднюю?
То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит, А Великий Пётр Первый реформирует Россию. То оденет всех в камзолы, то обрежет бородёнки, Чтобы всё — по-европейски, как у немцев иль голландцев.
До календаря добрался и подумал, что негоже Отличаться от Европы, отмечая новолетье Прям от Сотворенья Мира — в сентябре. И вот в преддверьи Восемнадцатого века всероссийский амператор Ошарашил населенье новым летоисчисленьем. Вышел любопытный казус — в том году у нас встречали Новолетье аж два раза… Вот цитата из указа.
Из указа Петра I от 20 декабря 1699 года: «…ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год… А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве… по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых… а людем скудным каждому хотя по древцу, или ветьви на вороты, или над храминою своею поставить…».
Умер Пётр. Забылись ёлки. Ведь для русского народа Это странный был обычай. Ёлку издревле считали Вотчиной нечистой силы (очень тёмен лес еловый) Или похоронным древом, но не символом веселья. Ветви хвойные крепили лишь у входа в дом питейный, Отчего тотчас возникло много разных выражений, Нам сегодня непонятных… В общем, посудите сами…
«Иван Ёлкин» (означало кабак или горького пьяницу). «Быть под ёлкой» (т.е. в кабаке). «Ёлку поднять» (пьянствовать). «Ёлка зелена денежку даёт» (поговорка, актуальная для хозяина кабака). «Ёлка чище метлы дом подметает» (поговорка, актуальная для посетителя кабака).
М. Л. Михайлов «Кабак» (1848): У двери скрыпучей Красуется ёлка… За дверью той речи Не знают умолка… К той ёлке зеленой Своротит детина… Как выпита чарка — Пропала кручина!
«Ёлки-палки» (эвфемизм, заменяющий грубое ругательство, возможно связанный с тем, что хвойные ветви на кабаках висели долго и сильно осыпались).
Д. Григорович «Антон-Горемыка» (1847): «Здание кабака соответствовало как нельзя лучше печальной местности, его окружавшей: оно состояло из старинной двухэтажной избы… На верхушке её торчала откосо рыжая иссохшая сосенка; худощавые, иссохшие ветви её, казалось, звали на помощь».
Что-то начало меняться к девятнадцатому веку. Начала всё Александра — немка, прусская принцесса, Что удачно вышла замуж. Мужа звали Николаем. Позже — Николаем Первым…
К Рождеству двадцать шестого года ся императрица Для детишек и племяшек во дворце поставит ёлку. Постепенно сей обычай, издавна привычный немцам, Русским тоже приглянулся. Но не всем, а горожанам. И в сороковые годы ставить ёлку стало модно.
Если Лермонтов и Пушкин поминали только Святки, А про ёлку — ни полслова. То уже Фёдор Михалыч Написал «Ёлка и свадьба», «Мальчик у Христа на ёлке». Стал обычай тот привычным… В пятьдесят втором первые Ёлку выставят публично — прямо в здании вокзала Петербургского, а ровно через сорок пять годочков Станет новогодний праздник выходным официально…
Неожиданно на ёлку ополчился император Николай Второй с началом Мировой войны с Германьей. Всё немецкое отныне подлежало запрещенью, Порицанью, осужденью. Петербург стал Петроградом, А народ мог к иноземцу прям на улице придраться:
«Как ты смеешь тут ходить, По-немецки говорить»
(Так писал Корней Чуковский в знаменитом «Крокодиле» — В первой версии, конечно)… Порешили: ставить ёлку — Это непатриотично, это «вражеский обычай». Впрочем, в деревнях крестьянам от подобного запрета — Ну, ни холодно, ни жарко. Ёлку там никто не ставил…
Правда, после революций ёлку снова разрешили. Только новогодний праздник календарная реформа Восемнадцатого года снова сдвинула, и тут же Появился новый казус, тот, что кличем мы сегодня дивно — Старым Новым годом…
Но на этом потрясенья не закончились. Из пепла Монархической России в муках, поте и кровище Нарождалась власть Советов, поначалу отрицая Без разбору «пережитки» предыдущей всей эпохи.
Ёлку тоже осудили — правда, далеко не сразу. Например, товарищ Ленин (даром, что был атеистом) Ёлку ставил регулярно. А однажды днём январским Девятнадцатого года на него напали урки И ограбили. Но Ленин, чуть придя в себя, собрался И отправился на ёлку, чтоб порадовать детишек.
В.Бонч-Бруевич «На ёлке в школе»: «- Во что мы будем играть? — спросила Владимира Ильича маленькая девочка. — Давайте скорее!.. Ну, во что же? — Сейчас давайте водить хоровод вокруг ёлки, — предложил Владимир Ильич. — Петь будем, а потом в кошки-мышки… …И мигом образовался большой круг детей и взрослых. Владимир Ильич пошел вокруг ёлки, и все за ним. — Ну, запевай! Что ж ты?.. — обратился Владимир Ильич к той девочке, которая предложила играть, и та запела. Все подхватили песню про ёлку и закружились вокруг нее. Владимир Ильич пел во весь голос».
А в году двадцать четвёртом коммунисты сняли мультик Про «Советские игрушки», где ряды красноармейцев Образовывали ёлку, где будёновка — макушкой. А развесили на ёлке (нет… ПОВЕСИЛИ на ёлке) Генералов и буржуев, и священников в придачу…
Как нетрудно догадаться, коммунисты попытались, Помня опыт христианство, форматировать обряды Под себя. Порою это доходило до смешного. Ёлка стала «комсомольской», отмечались и «комсвятки», Проводились маскарады, сатирические сценки Про ненавистных буржуев ставили, и пели песни — Комсомольские по смыслу на… церковные мотивы.
Толку от таких «обрядов» было мало. Стали жёстче С Рождеством тогда бороться, объявив религиозность «Опиумом для народа», ну, а ёлочку — приманкой Для доверчивых детишек, коей поп затянет в сети «Мракобесных суеверий»… И уже к годам тридцатым Праздник ёлки был в опале, Новый год был днём рабочим.
Но пришёл год тридцать пятый. Очень многим надоели Эти «левые загибы». И тогда товарищ Сталин Дал заказ на возрожденье некоторых из традиций (В новом облике, конечно). Был — патриотизм российский, Стал — патриотизм советский. Так произошло и с ёлкой…
Детонатором процесса и апологетом ёлки Секретарь стал Украины — Павел Постышев. Однажды, Встретив Сталина, сказал он: «Вот когда-то был обычай В Новый Год для всех детишек ставить ёлку. Почему бы Не вернуть им эту радость?» На что вождь ему ответил: «Ты — давай, а мы поддержим».
В декабре в газете «Правда» Постышев черкнул статейку — Мол, давайте всей страною мы устроим праздник ёлки. Вот конкретные цитаты…
П. Постышев, «Правда» от 28 декабря 1935 года: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек".
Это было столь внезапно, что народ был озадачен — Где взять ёлочных игрушек? Где сценарий новогодний? Но раз партия сказала — всё исполнили мгновенно, И в канун тридцать шестого в «Детском мире» появились Разнаряженные ёлки… А в канун тридцать седьмого Всё прошло с большим размахом. Праздник даже отмечали Во Дворце Союзов. Стала там поставленная ёлка Главной ёлкой государства.
Новый Год стал праздник светский, Новый Год стал праздник детский Вместе с Дедушкой Морозом и Снегурочкой на пару. Ну, а вместо Вифлеемской ёлку гордо увенчали Красною звездой Советской. Вышел новогодний мультик про Мороза и про Волка, Отыскали даже песню, как в лесу родилась ёлка, Что ещё до революций создал Бекман с Кудашёвой.
А заводы выпускали новогодние игрушки Даже в дни войны. А после — в январе сорок седьмого Новый год стал нерабочим днём, а в пятьдесят четвёртом Перебралась ёлка в Кремль, чем достигла пика славы.
Ритуал был отработан: поначалу дети звали Хором Дедушку Мороза, а затем кричали ёлке: «Ёлка-ёлочка, зажгися!» Хоровод вокруг водили, А под ёлкой выдавали новогодние подарки.
Так Рождественская Ёлка стала Ёлкой Новогодней. Может, так оно и лучше. Поглядите-ка на Запад, Где пузатый Санта-Клаус, его эльфы и олени — Это главные герои Рождества, а КТО родился Часто и не вспоминают… А у нас предельно ясно — Мы Христа рожденье славим, а не Дедушки Мороза…
Ну, а то, что натворили календарные реформы, Мы используем во благо. И стоит у нас та ёлка Минимум до середины января, когда мы снова Старый Новый Год справляем, всё никак не кончим праздник.
Анекдот: «После Конца Света русские будут встречать ещё и Старый Конец Света».
Вот и весь рассказ про ёлку. Свои гусли зачехляю. Поздравляю с Новым годом! Раз-два, ёлочка, зажгись!