Ян Брейгель Старший, «Фламандский рынок». Каким его видел художник?
Ян Брейгель Старший (1568−1625) — фламандский художник, сын художника Питера Брейгеля Старшего и отец Яна Брейгеля Младшего. За его мягкую палитру он получил прозвище «Бархатный», за его «райские» картины — прозвище «Райский», за его цветочные натюрморты — «Цветочный».
В возрасте 1 года он лишился отца, в 10 лет — матери, вместе с братом и сестрой воспитывался бабушкой, тоже художницей, которая (по всей вероятности) была их первой учительницей. В 1583 году Ян переезжает в Антверпен, в 1589 едет в Италию: Неаполь, Рим, Милан. В 1596 году возвращается в Антверпен.
По возвращении очень много сотрудничает с другими художниками. Известно, что совместно с Питером Паулем Рубенсом он написал несколько картин, среди которых — «энциклопедические» картины про органы чувств: «Зрение», «Осязание», «Обоняние», «Слух», «Вкус».
1620 год. Ян Брейгель вместе с Йосом де Момпером пишет большое полотно (166×194 см), которое получило название «Фламандский рынок и прачечная»: Брейгель пишет фигуры, Момпер — пейзаж.
Картина не втискивается ни в одно определение: для пейзажа она слишком разнообразна (народ и стирает, и торгует), для жанра — великолепный вид города и возвышенностей на горизонте как-то не вяжется с жанровой живописью, для исторической — в ней нет даже намёка на какие-то значительные события.
Невозможно определить, с какой точки города видели всё это великолепие художники. Да и вообще, существовала ли она когда-нибудь? Может быть, это комбинация наблюдений и зарисовок? Это любопытно знать, но вряд ли сегодня это существенно.
Картина как был состоит из нескольких: слева — город и рынок, в центре — луг, пруд и прачечная, справа — река и за ней городские постройки, на заднем плане — возвышенности с силуэтами деревень и затянутое облаками небо.
Прачечная, можно сказать, гигантская — по площади. Весь луг устлан бельём для просушки и отбеливания. Возница ведёт лошадь к трём прачкам, которые закончили раскладку белья и сидят сплетничают.
В небольшом пруду плавают утки с утятами, а на берегу мамаша благородного вида (скорее, няня или домоправительница) сидит с детьми и наблюдает за работой. А дети наблюдают за плавающими в прудике утками и утятами. Справа под крышей, судя по всему, красильня.
Для прачек построены крытые павильоны, есть несколько колодцев. Бельё привозят на тачках и на тележках, потом тем же способом развозят на луг и обратно.
Не очень понятно, что за сцена у колодца: мужчина в шляпе и со шпагой, видимо, что-то требует от водоноса, который достает ведро. Может быть, надо платить за пользование колодцем?
Рядом с колодцем — конура, из которой вышла мамаша со щенками. Ей эта сцена совершенно не нравится: она злобно рычит и как бы готова броситься в атаку.
Что продают? Телят, поросят, кур, яйца, овощи, вино (в бочках), цветы в горшках. Увозят, кто как может: на телегах, на тачках или на лошадях. Торгуют на площадке перед домом, в цокольном этаже которого — пекарня.
Два великолепных художника привели зрителей на рынок старого Антверпена. Теперь есть с чем сравнить: как это было и что есть сейчас…