Жан Беро и Гранд-Опера. И зачем такая страсть?
Жан Беро (18491935) — французский художник, жанрист. Сделал множество зарисовок улиц Парижа, его увеселительных заведений — от уличных кафе до Гранд-Опера. Его картины о парижской опере — как свидетели истории не только самой оперы, но и моды, и нравов того времени (в некоторой степени).
Итак, Париж, зима 1879 года. Что дают в Гранд-Опера? Сегодня — балет! И очень может быть, что это — балет «Голубки», написанный в 1886 году композитором Андре Мессаже. Либретто основано на басне Лафонтена «Два голубя». Пара голубей, один из них рвется куда-то познать мир, второй его отговаривает, но ему это не удается, друг улетает. После нескольких смертельно опасных приключений авантюрист возвращается домой, где его ждут. Либреттист сделал одного из главных действующих лиц голубкой (на мой взгляд, поступил очень правильно).
«У входа в парижскую оперу». Холодно, темнеет, на улице жгут костер для замерзающих. Публика подходит. Кто-то хочет продать лишний билет, кто-то ждет друзей, подруг, кто-то хочет найти партнера на этот вечер (или больше, как пойдет).
«У входа в фойе оперы». Эта пара прибыла в экипаже (как еще с таким платьем, не пешком же!). Серьезные люди, держатся как-то отчужденно. И вот они входят в фойе Гранд-Опера!
«Фойе парижской оперы». Громадная лестница, высоченные потолки, лепнина и позолота — и все это в потоке света. Публика подходит и рассасывается в ложи, в партер, на балкон, на галерку.
«Ложа в партере». Молодая пара — в самой близкой к сцене ложе (директорская? Не знаю, есть ли такая в Гранд-опера). Она прихорашивается перед зеркалом, он внимательно смотрит, что она делает. А на заднем плане — оркестровая яма, возле которой стоит джентльмен с биноклем и пытается разглядеть происходящее в ложе.
«Ложа в партере». Еще одна сценка в ложе: это уже драматический спектакль. Молоденькой даме пожилой мужчина преподносит что-то в коробочке. А может быть, это она ему что-то предлагает — скорее всего, конфеты. Молодой человек из партера напряженно наблюдает за происходящим: то ли он страстный поклонник дамы, то ли просто любопытный не в меру.
«За кулисами». Закулисье. Антракт. Балерины разошлись по поклонникам. На первом плане — седоусый в котелке по-семейному держит за талию девицу, которая что-то отвечает своей не очень дружелюбной товарке. Чуть поодаль девушка тянет губы для поцелуя. На заднем плане — смешанная толпа пачек и фраков. Все в поиске большой любви (или не очень большой).
«Ссора в коридоре». О, это надо видеть! Скандал! Да еще и с размахиванием рук! Один уже получил — его шляпа на полу. Кажется, ему готовят еще оплеуху. Что он натворил? Пришел в театр с чужой любовницей? Или того хуже — с чужой женой? Или на ходу отбил даму у кавалера? Но всем интересно — кто кого? Будет дуэль или нет? А может быть, они потом вместе пойдут в ресторан выпить по мировой?
«Выход из ложи». Но вот спектакль окончен: и на сцене, и в фойе. Пора по домам. Это — другая пара. Седовласый и очень молоденькая спутница. Рядом — любопытствующие. Что им интересно? У старика новая подружка? Или они давно не встречались и сейчас удивляются тому, что он еще в полной форме?
Театр. Спектакли на сцене, спектакли в фойе, спектакли в жизни…