Крещение детей. Может, не надо?
Я служу в Никольском храме в Павшинской пойме. Павшинская пойма — это новый район, где уже проживает более 40 тысяч человек. Естественно, что основную часть жителей нового района составляют молодые семьи, в которых рождаются детишки. Так же естественно все, кто считает себя православным, после рождения ребёнка идут в храм с вопросами о крещении новорожденного.
Прежде чем крестить ребёнка, с родителями проводится обстоятельная беседа, во время которой рассказывается о смысле крещения и о том, что если родители подходят к этому Таинству несерьёзно, то лучше не крестить.
Единицы из приходящих берут тайм-аут на обдумывание этого шага (крестить или нет), все остальные, а это подавляющее большинство, заверяют, что шаг этот серьезный, что они все поняли и что они очень хотят крестить ребёнка.
Мы верим на слово. Ну ведь и правда… не детектор же лжи включать. Ребёнка крестим.
Теперь сухая статистика нашего прихода.
В прошлом месяце мы крестили 100-го ребенка за 2015 год. Всем родительским парам (их получается тоже 100) всё было рассказано, и все они, глядя в мои глаза, заверили меня, что они всё поняли, со всем согласны и будут исполнять.
А реальность такова: из 100 крещёных детей мы потом видели в храме не больше 10. То есть 90% родителей, которые крестили детей в моём храме, или мне наврали, или просто ничего не поняли. В чем смысл крещения ребёнка?
Цель жизни всех христиан — это быть вместе с Христом Богом, стремиться жить по Его Божественной воле, чтобы после смерти быть в Его Царстве.
Соответственно, совместная жизнь человека со Христом, называется Церковью.
Глава Церкви — Христос Бог, а все, кто со Христом соединяется, являются частью Церкви.
Есть три ступени к соединению с Богом:
Крещение — рождение в жизнь с Богом. Миропомазание — получение сил для жизни с Богом. Причастие — соединение с Богом.
То есть два Таинства — Крещение и Миропомазание — являются лишь подготовительными моментами к главному Таинству Церкви — Причастию.
Важно понять: нет никаких других смыслов у Таинства Крещения. Всё остальное — это бабьи басни.
Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви. Что не получит в крещении ребёнок?
Наверное, вы уже догадались, что большая часть людей даже и не знала о выше написанном. Но ведь родители как-то мотивировали себя, когда шли крестить ребёнка?
Постараюсь перечислить главные эти мотивации, при этом сразу подчеркну, что они по сути ложны.
В крещении ребёнок получает защиту. Возникает вопрос: защиту от кого? От нечистой силы, от родителей, от песен Сергея Зверева… от кого?
Ребёнок будет меньше болеть. Это не так. Все дети одинаково болеют, и все всё равно рано или поздно помрут.
Боженька будет больше любить. В отличие от нас, грешников, Бог нас любит всегда одинаково сильно. Просто Господь не посягает на нашу свободу, ожидая от нас самостоятельного выбора в Его пользу.
Мы русские, а значит православные. Эта причина для крещения ребёнка разбивается о простую истину: Бог — не русский. И все наши национальные традиции для Него также интересны или не интересны, как и национальные традиции Саудовской Аравии или индейцев Америки.
Все крестят, чем мы хуже? Стадное чувство в духовной жизни почти всегда приводило к плачевным результатам. Это, кстати, касается и не только духовной стороны жизни человека.
Требуют бабушки и дедушки (ну, или знакомые). Это тот самый случай, когда надо проявить твёрдость и поступать самостоятельно. Ведь воспитывать ребёнка будут именно родители, а не остальные. Может, не надо?
Этот вопрос я очень часто адресую родителям, которые решили крестить своего ребёнка, но при этом они сами ещё даже первого шага не сделали в сторону Христа Бога.
В древности в Церкви много веков существовала традиция в православных семьях не крестить детей, а просто воспитывать их в благочестии, обучать Христову учению, чтобы они в сознательном возрасте сами сделали этот ответственный шаг.
Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 года, Василий Великий — в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, — в 28.
Для тех, кто не знает, кто эти люди, я расскажу…
Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов — это три самых великих учителя Церкви Христовой после Самого Христа и Его апостолов.
Поэтому не нужно бояться того, что вы не крестите своего ребёнка сразу. Бояться нужно того, что вы своим формальным отношением к Крещению, а в будущем и ко всей духовной стороне жизни, воспитаете так же и ребёнка. А ведь формальное отношение к Богу — это страшное зло.
Может, всё-таки стоит сначала самим родителям серьёзнее подойти к вопросу веры в Бога, к церковной жизни, а потом уже сознательно, без сомнений и суеверий, крестить свое любимое чадо?
Поздравляю всех с наступающим праздником Рождества Христова!