Для кого мы делаем подарки?
Подарки по определению приносят радость, причем всем сторонам действа. Дарителю приятно осознавать, что к удовольствию одариваемого он имеет прямое отношение. Ну, а одариваемый — просто обязан пребывать в бурном проявлении замечательных ответных чувств. Но так ли всё идеально на практике?
Накануне праздника родители мужа подошли к невестке и спросили:
— Что тебе подарить?
Она сказала:
— Не знаю.
— Хорошо, тогда мы подарим тебе деньги, а ты пока подумай, что купить. Я приду, посижу с детишками, а ты сбегаешь до намеченных целей, — уточнила мама.
И девушка начала ко всему присматриваться. А что я хочу? Я хочу платье, например, красивое к празднику. Или сходить в ресторан. Или покататься всей семьей на коньках… В общем, хочет она много и сказочно. Размечталась о том и план действий наметила.
А стоит уточнить, что в период кризиса денег стало мало. Иногда приходилось и на еде экономить, не то что на удовольствиях. Но в недавнем прошлом семья была с вполне приличным достатком. И муж этой самой девушки дарил ей эксклюзивные дизайнерские украшения — не просто серебряный кулон, а целое произведение искусства, шедевр! И теперь она замучилась с обыкновенными прошлыми бирюльками. Их выбросить жалко и смотреть противно — в сравнении с настоящей красотой блекнут совершенно.
И вот приходит дата икс, и родители дарят… серебряное колечко с сережками. Деньги они передумали и вообще о намерениях прошлых забыли. И становится этой девушке неимоверно грустно… Потому что украшений в подарок она точно не хотела! Никаких! Нет более пустой для неё вещи — даже ведро помойное, и то полезней.
Но она, конечно, улыбнулась и воспроизвела дежурно-«радостное» «Спасибо». Как и подобает в таких случаях. Заодно осталась восвояси со своими идеями, канувшими в бездну.
И тогда спросила мужа: «Как мне реагировать на это? Ведь мне обидно!» А он сказал: «Подарки — это территория дарителя. Имеет право делать он, что хочет».
И вот тут история плавно перетекает в философию. А действительно, подарки — это чья территория? Одариваемого или дарителя?
Если он принимает решение, покупает, выбирает, то это его воля, его область влияния. Но он приносит результаты новому владельцу. И ожиданиями своими категоричными, как бы обязыванием к радости: «Прошу любить и жаловать!», вторгается в чужие владения.
Для кого делаются подарки? Для самого дарителя? (То есть, например, для себя.) Версия непривычная, однако безвозмездность и требуемая правильным отношением благодарность подразумевают именно её. Он от всего сердца хочет сделать приятно, имеет возможность поступать, как ведает, соответственно, это его святая личная территория и воля. Он выбрал — реализовал право доставить то удовольствие, которое видит сам. Счастливчику надобно изобразить мерси за то, что ничего ему не должны, а сделали!
Вот тут не вяжется первое утверждение: если подарок делается для себя, то зачем принимателю обязательно быть благодарным? Ведь собственное, выбранное благодетелем счастье должно быть уже в наличии (не важно, у кого)? Или нет?
А может, благо делается для одариваемого? Эта версия преподносится обществом как очевидная. Однако не укладывается с дальнейшими вариантами событий. «Дареному коню в рот не смотрят!» Подарили — радуйся. А коли нет, то и не жди. На то он и презент, что делается по собственному велению души, безвозмездно. И отношения требует такого же. Это значит, что принимаешь ты пакетик счастливо и обязан восхищаться тому уже факту, что он есть (а мог бы и не быть!). И не важно, что тебе всё равно, есть он или нет. И вообще не просил. Так героине описанной истории легче было бы перенести отсутствие всего, нежели сложившийся поворот. А всё-таки чти и радуй благодетеля!
И вот если не искреннее счастье, а поверхностное, то нехороший ты человек, получается!
Интересное дело выходит: что бы ни изобразил даритель (и какой бы версии мы ни придерживались) — ему обязаны петь дифирамбы! Потому что он старался. Проявил внимание, даже если и навязчивое — и что? Мнение оппонента в расчёт не принимается. Он вообще участник бесправный: «Вот сиди и радуйся, потому что тебе оно ничего не стоит».
По логике мы придерживаемся первой версии. Однако навязчиво позиционируем её как вторую. Отсюда рождаются все возможные неприятия: «Если этот подарок для меня, то почему вы не учли мои чувства и желания?! И почему так требуете благодарности?»
Стоит всего лишь уяснить, что подарки — это территория дарителя. И тогда становятся логичными и понятными все последующие ритуалы театрального действа.
Недовольства — долой! Сделать радость? Легко! Изобразить счастье? Да пожалуйста!
Но это — театр. А мы в нём — маски: придумали роли, теперь в них играем.
А как же сделать по-настоящему? Чтобы счастье дарить — искрящее, наполняющее? И чувствовать эту волну — всем собственным сердцем, душой…
Допустим, ты видишь привлекательную вещь (рассчитанную, как правило, на первый импульс). И хочешь её не просто подарить, а радость получить ответную. Попробуй, воссоздай в мыслях картину под названием: «Подарок вручён». Что в картине происходит дальше? Какая эмоция у героя появится? Куда он это положит? Как долго он это ждал? Ему будет особенно радостно? Для пущей верности проверь свои ощущения — они какие? Желанные? Другие?
А может, стоит что-то изменить? В своем подходе.
Мы часто думаем о себе, и даже когда кажется, что о других, оказывается, снова о себе. А попробуй посмотреть на мир по-настоящему, чувствами, мыслями и переживаниями другого человека? Не своими с точки зрения себя, а именно его?! Побудь в его шкурке? Психологи называют это «эмпатия» — умение проживать чужие эмоции и ситуацию. Такому можно научиться!
Подарочные взаимодействия — это процесс обоюдного принятия, в нём не только здравое отношение одариваемого, но и правильное восприятие дарителя. Настоящий-то подарок — безвозмездный! «Сделал добро — выброси в реку!» (Забудь.)
И если первый волен поступать как хочет, то второй имеет право реагировать как хочет. Не так ли?