Куда совершил полет космический разведчик?

Очередной успех в исследовании космического пространства связан с посадкой робота-разведчика «Филы» на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко. Космический корабль летел до объекта назначения 10 лет! А что мы знаем о первооткрывателях этой кометы?

Во времена моего пионерского детства космические карты были уже заправлены в планшеты. С такими вот планшетами, да еще с пистолетами «Парабеллум» бегали по Венере герои фильма «Планета Бурь». За ними едва успевал громоздкий человекообразный робот.

Фантасты никогда не смогут по-настоящему предсказать будущее. Никто из них не предсказал ни персональные компьютеры, ни мобильные телефоны, ни то, что роботы, избавившись от человекообразия, станут лучшими космонавтами, чем люди, и будут исследовать и Луну, и Марс, и даже далекие залетные кометы.

Кометы долгое время были загадочными и пугающими астрономическими объектами. На небе в «неположенном» месте вдруг возникала «хвостатая звезда», яркость которой сначала росла, потом уменьшалась, а после она совсем пропадала с небосклона. По своей хвостатости пришелицы получили название «комет» (от греческого слова «кометос» — «косматый»).

С появлением комет люди связывали приход несчастий и невзгод. В знаменитом романе Л. Н. Толстого Пьер Безухов наблюдает комету, появившуюся в небе в 1811 году и, как считалось, предвещавшую разразившуюся в следующем году войну с Наполеоном. А лет 5−6 спустя разгульный Александр Пушкин пьет вместе с друзьями шипучее «вино кометы», шампанское из винограда, в изобилии уродившегося в тот самый предвоенный год (говорили, что это — тоже влияние загадочного небесного тела).

Впрочем, для астрономов уже в те времена кометы были не столько страшилкой, сколько одним из объектов наблюдения. Теорию комет развил русский астроном Ф.А. Бредихин (1831−1904). Согласно этой теории, кометы — такие же «небесные камни», как метеоры или астероиды, однако несущиеся с огромной скоростью. Скорость эта, хоть и велика, но не превышает третьей космической скорости (около 47 км/с относительно Солнца). Поэтому кометы могут улететь в космос даже за пределы Солнечной системы, но всегда возвратятся назад.

Обычно они не приближаются к Солнцу ближе орбиты Юпитера. Температура там глубоко отрицательная, но все же выше, чем в далеком космосе. Поэтому твердая часть кометы, ее ядро, состоящее из минеральной пыли и замерзших газов, «закипает». Газы и пыль испаряются с поверхности кометы и образуют, так сказать, временную атмосферу, которая под влиянием давления солнечного света вытягивается в виде «хвоста», направленного в противоположную от Солнца сторону. Пыль хвоста кометы отражает солнечный свет, благодаря чему на Земле мы видим «хвостатую звезду». Видим и ужасаемся или восторгаемся, в зависимости от уровня образования или поэтичности натуры.

Кометы интересовали астрономов не только как «блудные дочки» Солнечной системы, приносящие из дальнего космоса всякие интересности. Для ученого открытие новой кометы было одним из самых простых способов занести свое имя на скрижали астрономической науки. Новую планету в нашей системе открыть уже невозможно. Тем более что планеты принято было называть именами древних греческих богов. Астероиды нумеруются и называют самыми различными именами. Для некоторых обсерваторий неплохим бизнесом стала продажа имен для вновь открытых малых планет. А вот кометам, кроме стандартной нумерации, присваивают также названия первооткрывателей: комета Галлея, комета Виртанена, комета Чурюмова-Герасименко.

Последнюю из названных комет открыли 23 октября 1969 года два молодых советских астронома — Клим Чурюмов и Светлана Герасименко.

Клим Иванович Чурюмов родился в 1937 году в городе Николаеве. В 1955 году он поступил на физический факультет Киевского госуниверситета, который в закончил с отличием в 1960 году. К. Чурюмов специализировался по астрономии. Хотя в те годы романтичными считались специальности геологов, разведывающих для Родины богатства во глубинах сибирских руд, первая работа Клима Чурюмова оказалась не менее романтичной. Он два года проработал на геофизической полярной станции в поселке Тикси на берегу моря Лаптевых. Что может делать астроном в столь диких краях? Исследовать полярные сияния и явления, происходящие в наиболее высокой части земной атмосферы, в ионосфере.

Романтика Крайнего Севера прекрасна, но и на берегах Днепра астроном может отыскать подходящую работу. С 1962 года К. Чурюмов работает на киевском заводе «Арсенал». Здесь разрабатывали астронавигационную аппаратуру, которая позволяла космическим ракетам ориентироваться в открытом космосе по звездам. К. Чурюмов участвовал в разработках и в испытаниях этой аппаратуры на космодромах. Командировки в Казахстан и в Архангельскую область — это тоже весьма романтично. Пока молод.

Кометами К. И. Чурюмов начал всерьез заниматься, когда стал аспирантом в Киевском университете у профессора С.К. Всехсвятского (1905−1984), одного из видных специалистов в этой области.

Светлана Ивановна Герасименко родилась в 1945 году на Украине. В 1968 году она окончила ту же кафедру астрономии Киевского госуниверситета, которую восемь лет назад окончил К. И. Чурюмов, и поступила в аспирантуру.

Открытие было сделано в 1969 году в Алма-Ате. Группа сотрудников Киевского госуниверситета, среди которых были Клим Чурюмов и Светлана Герасименко, изучали здесь движение периодических комет. Такие кометы относительно часто (не менее одного раза за 200 лет) возвращаются в Солнечную систему из дальнего космоса. Астрономы обозначают их символом P, которому предшествует порядковый номер кометы среди уже открытых. Вслед за этим через разделитель пишутся имена первооткрывателей. Например, С. Герасименко в ночь с 11 на 12 сентября 1969 года сделала снимки кометы 32P/Comas Solà. Такая запись означает, что это — 32-я из периодических комет, обнаруженных за всю историю наблюдений, и что открыл ее в 1926 году испанский астроном Хосе Комас Сола. Период обращения этой кометы — 8,8 лет.

К. Чурюмов, анализируя сделанные фотографии, обнаружил на краю фотоснимка ещё одну комету. Сначала он решил, что видит один из фрагментов кометы 32P. Но изучая следующие фотоснимки, он понял, что это — совсем другая комета, которая движется по иной траектории. Проверка, публикация, открытие. Новая комета получила название 67P/Churyumov-Gerasimenko. Обратите внимание на порядковый номер. За 43 года было открыто всего 35 новых комет! Не так уж и много. Можно сказать, что молодым ученым повезло.

Впрочем, это открытие в небесах мало кто заметил на Земле. Имена Клима Чурюмова и Светланы Герасименко стали известны совсем недавно, когда космический корабль «Розетта» после 10 лет полета достиг кометы 67P. От него отделился роботизированный спускаемый аппарат «Филы», который 12 ноября 2014 года совершил успешную посадку на ядро кометы и передал оттуда первые фотографические снимки. Кстати, для того чтобы сигналы дошли от места посадки до центра управления на Земле, потребовалось 28 минут. Так что при посадке космический робот действовал самостоятельно, по собственной внутренней программе, применяясь к неизвестным на Земле внешним условиям. Вот и соображай, могут ли роботы мыслить!

Кстати, эта минута славы бывшим советским астрономам могла бы не достаться. Изначально запуск «Розетты» был запланирован на 12 января 2003 года. Целью исследований была выбрана периодическая комета 46P/Wirtanen, названная в 1948 году по имени открывателя, американского астронома Карла Виртанена (1910−1990). Любители арифметики могут еще раз посчитать, сколько с тех пор было открыто комет.

Но из-за отказа двигателей ракеты-носителя запуск космического разведчика был отложен. Новый план предусматривал полет к комете 67P/Чурюмова-Герасименко.

Старт состоялся 2 марта 2004 года. Поскольку, в отличие от Карла Виртанена, оба первооткрывателя кометы, на которую предполагалась посадка спускаемого аппарата, были живы, их пригласили на запуск в качестве почетных гостей. Клим Чурюмов и Светлана Герасименко сфотографировались на фоне ракеты на космодроме Куру во Французской Гвиане. К. И. Чурюмов в то время был профессором Киевского национального университета, а С. И. Герасименко — научным сотрудником Института астрофизики Академии наук Таджикистана. Можно сказать, что без особого на то своего желания они оказались в разных странах. А вот этого славные советские фантасты начала 1960-х годов даже и представить себе не могли!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: